наши эксперты
Виталий Милонов
«Выгнала бойца СВО»: Родина и моральная уродинаБорис Джерелиевский
Авдеевский "котёл" закипает?Леонид Ивашов
F-35 для Финляндии: не будите русские С-400!Протоиерей Алексий Успенский
Накануне катастрофы: правда о «царских останках»Александр Асафов
Украинский БПЛА-теракт в Москве: откуда, как, зачемАлександр Бородай
Без снарядов ЧВК – виноват в том ВПК?Константин Сивков
Россия заманивает ВСУ в «огневой мешок»?Игорь Друзь
«Херсон 2.0» в Запорожье реален?Борис Джерелиевский
ЧВК «Вагнер» в Бахмуте: снарядный голод или снарядное шоу?Борис Джерелиевский
Как Россия срывает «контрнаступ» ВСУРУССКИЙ МИЛИТАРИСТ
И «Мста» наша страшна! "Боги войны" в зоне СВОслово пастыря
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Слово на Крещение ГосподнеПротоиерей Александр Шаргунов
Современное антихристианствоПротоиерей Александр Шаргунов
Материнство Пречистой ДевыПатриарх Кирилл
«Какой же дар предложим Владыке Вселенной?»Протоиерей Александр Шаргунов
Свет Господа обнажает всякий мракПротоиерей Александр Шаргунов
Какое новое счастье принесёт этот год нам и миру?Протоиерей Александр Шаргунов
Нечаянная радость благодаренияПатриарх Кирилл
Патриарх о «крестопаде» и об угрозе потерять Россию из-за наплыва мигрантовАрхимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Слово на праздник Введения во храм Пресвятой БогородицыПротоиерей Александр Шаргунов
Тайна Покрова Божией МатериПротоиерей Андрей Ткачев
«На Ближнем Востоке всё тяжко»Протоиерей Александр Шаргунов
Для чего родились мы на светПротоиерей Александр Шаргунов
Образ на знаменах русского воинстваПротоиерей Александр Шаргунов
Тайна человеческого телаПротоиерей Александр Шаргунов
Нам недостаёт, чтобы в нашей жизни исполнилось ПреображениеПротоиерей Александр Шаргунов
«Се, сын Твой» — может ли такая замена утешить Божию Матерь? 14 августа — начало Успенского постаПротоиерей Андрей Ткачёв
"Небесный покровитель бойцов ВДВ": Великие уроки и наставления пророка Илии — отец Андрей ТкачёвПротоиерей Александр Шаргунов
Здесь начало истории Русской ЦерквиПротоиерей Алексий Успенский
Накануне катастрофы: правда о «царских останках»Протоиерей Александр Шаргунов
Река Божества, из Отца Сыном происходящаяПротоиерей Андрей Ткачёв
«Времена самохвальства прошли»Протоиерей Александр Шаргунов
«Христос вернулся к Себе, вернитесь и вы!»Протоиерей Димитрий Василенков
«Воюя с озверевшими людьми, сам не превратись в зверя»Митрополит Вениамин (Пушкарь)
Дай Бог, чтобы Пасха ободрила и освятила Русь!Протоиерей Александр Шаргунов
"Христос сошел во ад, сокрушив врата медные, и радостный гул этой победы приближается к нам"Протоиерей Александр Шаргунов
Надеяться сверх надежды в мире отчаянияПротоиерей Олег Стеняев
"Прежде всего, надо очистить свою душу"Протоиерей Александр Шаргунов
Евангелие Утрени Великого ПонедельникаПротоиерей Александр Шаргунов
Наш путь — шествие в ночиесли завтра война
Борис Джерелиевский
Авдеевский "котёл" закипает?Леонид Ивашов
F-35 для Финляндии: не будите русские С-400!Александр Асафов
Украинский БПЛА-теракт в Москве: откуда, как, зачемАлександр Бородай
Без снарядов ЧВК – виноват в том ВПК?Константин Сивков
Россия заманивает ВСУ в «огневой мешок»?Игорь Друзь
«Херсон 2.0» в Запорожье реален?Борис Джерелиевский
ЧВК «Вагнер» в Бахмуте: снарядный голод или снарядное шоу?Борис Джерелиевский
Как Россия срывает «контрнаступ» ВСУРУССКИЙ МИЛИТАРИСТ
И «Мста» наша страшна! "Боги войны" в зоне СВОКонстантин Сивков
Финский нож НАТО у горла РоссииЛеонид Ивашов
Радиоактивный подарок Украине от НАТОРУССКИЙ МИЛИТАРИСТ
Су-25СМ3: что умеет прокачанный «Грач»Церковнославянский язык: духовное значение
Важности церковнославянского языка для понимания современным человеком родного русского и вопросу перевода богослужения на русский язык посвящена следующая статья доктора медицинских наук, профессора Ивановской государственной медицинской академии, заведующего кафедрой древних и новых языков Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии игумена Агафангела (Гагуа).
На Руси церковнославянский язык укоренился более тысячи лет тому назад в результате Крещения Руси и дал замечательные образцы одухотворенного писания, к которым обращались многие поколения наших дедов и отцов.
Без церковнославянского, бытовавшего в Древней Руси, трудно представить развитие русского литературного языка во все эпохи его истории. Церковный язык был всегда опорой, гарантией чистоты и источником обогащения русского языка. Мы и сейчас, порой подсознательно, несем в себе частицы священного общеславянского языка и пользуемся им. Употребляя пословицу «Устами младенца глаголет истина», мы не задумываемся над тем, что «чисто» по-русски следовало бы сказать «Ртом ребенка говорит правда», а ощущаем лишь некоторый архаизм, книжность этого речения. Церковнославянский язык, обогащенный через переводы с греческого, в своем лексическом и синтаксическом строе имел благотворное влияние на русский литературный язык ХIХ века. Он влиял и на направление всей самобытной мысли русского народа и, кроме того, в духовном отношении объединяет все славянские племена.
Протоиерей Григорий Дьяченко в предисловии к своему «Словарю церковнославянского языка» приводит рассуждения по этому вопросу Михаила Васильевича Ломоносова, высказанные им в работах «О пользе чтения церковнославянских книг», «О пользе книг церковных в русском языке» и др. По воззрению нашего ученого одна из важнейших заслуг церковнославянского языка состоит в том, что он содействует поддержанию единства и духовной неразрывной связи как в самом русском народе, так и во всех славянских племенах православного вероисповедания. Такую же прочную связь представляет церковнославянский язык и в историческом отношении. Именно благодаря принятому нашей Церковью для богослужения и для богослужебных книг церковнославянскому языку, «российский язык от владения Владимирова до нынешняго веку, …не столько отменился, чтобы стараго разуметь не можно было: так, как многие народы не учась, не разумеют языка, которым предки их за четыреста лет писали радивеликой его перемены, случившейся чрез то время»[1]. Язык церковнославянский служит неиссякаемым источником обогащения живого литературного русского языка, содействуя развитию русской мысли и русского слова и слога.
Далее Михаил Васильевич, с искренним и горячим чувством истинного патриота и поэта говорит: «Рассудив такую пользу от книг церковных славянских в российском языке, всем любителям отечественного слова безпристрастно объявляю и дружелюбно советую, уверяясь собственным своим искусством, дабы с прилежанием читали все церковные книги, отчего к общей и к собственной пользе воспоследуют»[2]. В 1751 г. он писал: «старательным и осторожным употреблением сродного нам коренного славянского языка купно с российским отвратятся дикие и странные слова, нелепости, входящие к нам из чужих языков», — и пояснял, что «оные неприличности ныне небрежением чтения книг церковных вкрадываются к нам нечувствительно, искажают собственную красоту нашего языка, подвергают его всегдашней перемене и к упадку преклоняют… российский язык в полной силе, красоте и богатстве переменам и упадку не подвержен утвердится, коль долго церковь российская славословием Божиим на славянском языке украшаться будет»[3].
Таким образом, благоприятное будущее русского литературного языка М.В. Ломоносов видел в опоре на славянский язык, что и было подтверждено в начале ХIХ века. Слова М.В. Ломоносова звучат вполне злободневно и сейчас, когда наш язык испытывает натиск западной массовой культуры. Вместе с тем приведенные цитаты из трудов М.В. Ломоносова показывают, что и в его время уже нужны были специальные меры по укреплению знания церковнославянского языка в русском обществе, которое начинало больше ценить западную культуру, нежели собственное богослужение. В начале ХIХв. уже не все прихожане, особенно «образованного» сословия, понимали читаемое в храме, как показывает сложившаяся в дворянской среде поговорка: «Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой». По-видимому, церковной манере чтения, которая не удовлетворяла новым эстетическим запросам дворянства, начинали предпочитать французскую декламацию. Церковнославянскому языку отказывали в «толке», то есть осмысленном употреблении. Церковнославянский обогащал русский литературный язык, но в некотором социальном слое сам как бы отходил на периферию.
И все же вплоть до конца ХIХ — начала ХХ вв. славянский воспринимался как язык живой не только на богослужении, но и вообще в церковной среде, а через нее — в значительных слоях общества. Достаточно вспомнить, насколько естественно входят цитаты из Священного Писания в труды святителя Игнатия Брянчанинова и других русских подвижников веры, и насколько их слог, близкий к церковнославянскому, способствует более глубокому постижению читателем предмета их рассуждений. Нынешняя читающая публика, заново открывая для себя их творения, именно благодаря их возвышенному языку приобщается к строю мыслей и чувств верующего христианина.
Для многих ревнителей благолепия русского языка церковнославянский был не только источником вдохновения и образцом гармонической завершенности, стилистической строгости, но и стражем, как это полагал М.В. Ломоносов, чистоты и правильности пути развития русского языка. И именно эту функциональную сторону древнего языка — языка, не отрешенного от современности — следует осознавать и воспринимать и в наше время.
В нынешней России церковнославянский многими ощущается как язык «мертвый», т.е. сохранившийся только в церковных книгах и службах; во всех иных случаях, даже при домашнем чтении Священного Писания, в ходу русский язык. Не так было в дореволюционные времена. Об этом свидетельствуют многочисленные источники. Закон Божий преподавался в учебных заведениях не менее десяти лет. Молитвы, Символ веры были исключительно на церковнославянском языке. Он звучал постоянно: Литургию многие знали наизусть; заповеди Моисея, заповеди Блаженства, молитвы, тропари, небольшие притчи из Евангелия также заучивались наизусть. Отдельные гимназисты прислуживали в церкви, читали часы, исполняли обязанности псаломщика. Церковнославянский язык звучал даже чаще, чем воспринимался зрительно.
Необходимо возродить интерес к церковнославянскому языку именно как к родному языку, которым владели наши предки. Нельзя русский и церковнославянский язык считать разными языками. Это две ветви на одном корне, но одна из них, русская, искусственно ломается, и к ней прививаются чужие отростки, а другая, церковнославянская, всячески поддается забвению и хоронится.
Охранитель устоев Святой Руси и ревнитель церковнославянского языка адмирал А.С. Шишков черпал сокровища из этого неиссякаемого родника. Защищая церковнославянский язык и веру отцов, он основал «Беседу любителей русского слова» и написал в 1803 г. «Рассуждение о старом и новом слоге российского языка», где защищал невозможность разорвать узы церковнославянского и русского. В этих узах видел он спасение народной нравственности и веры: «Природный язык есть душа народа, зеркало нравов, верный показатель просвещения, неумолчный проповедник дел. Возвышается народ, возвышается язык; благонравен народ, благонравен язык. Никогда безбожник не может говорить языком Давида: слава небес не открывается ползающему в земле червю. Никогда развратный не может говорить языком Соломона: свет мудрости не озаряет утопающего в страстях и пороках…»[4] О таком языке воскликнул однажды Иван Сергеевич Тургенев: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, — ты один мне поддержка и опора, о, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»[5]
Могущество и величие придает русскому языку его церковнославянский пласт, обеспечивающий уникальное богатствосинонимических рядов. Свободный языкпредоставляет нам возможность свободы выбораслова из его огромнейшего богатства[6]. А.С. Шишков рассматривает церковнославянский язык как средство возвращения к религиозно-нравственным истокам русской ментальности: «Отсюда все благозвучные и знаменательные слова наши, как-то: великолепие, велемудрие, присносущный, злокозненный, благобытность, громовержец, низринуть, возблистать.Не мудрено, что юношество наше, не приучаемое никогда к чтению священных книг, наконец, совсем отвыкли от силы и важности языка родного. Но если мы красоты подобных мест, как: Господь рече, да будет свет,и бысть,или; видех нечестиваго, высящася яко кедры ливанския, мимоидох, и се не бе,не станем чувствовать — горе народу!»[7].
В ХХ веке много внимания данной проблеме уделял известный наш русский философ-эмигрант Иван Александрович Ильин. Особенно глубоко волновала его проблема реформы языка, которая была проведена в первые годы советской власти. В 50-е годы ХХ века им был написан ряд статей: «О русском правописании», «О наших орфографических ранах», «Как же это случилось (заключительное слово о русском национальном правописании)»[8], где он с болью пишет об уничтожении «дивного орудия», которым является язык народа, о насильственном отторжении от него всего того, что связывало его с православной культурой.
И тем не менее для многих, в том числе и священнослужителей, людей церковных, церковнославянский язык в лучшем случае остается только языком богослужений, а для домашнего чтения, даже книг Священного Писания, используются переводы на современный русский язык.
Когда речь идет о переводе богослужебных текстов на русский язык, прежде всего, важно уяснить, действительно ли нашей Церкви необходима «облегченная» и «общедоступная», так сказать, «русифицированная» служба? И вместо того, чтобы сознательно отсекать современную Россию от необозримого живоносного пласта ее духовной культуры, не лучше ли и не проще ли усовершенствовать саму систему начального православного образования и принципиально расширить катехизаторскую деятельность Церкви? Религияозначает связь человека с Богом; связьэта и является языком. Нам для осуществления такой связи Бог даровал церковнославянский язык. В нем ярко выражена идея христианского вероучения. Он создавался для духовного просвещения славян, то есть для просветления их душ светом Истины. Идея перевода церковнославянских богослужебных текстов возникла в обновленческой среде. В 1919 г. священник Иоанн Егоров создал в Петербурге модернистскую группировку под названием «Религия в сочетании с жизнью». В своей приходской церкви он затевает самочинные нововведения: выносит Святой Престол из алтаря на середину храма; принимается за исправление богослужебных последований, пытается перевести богослужение на современный русский язык. Священник А. Боярский в Колпине под Петербургом организует еще одну обновленческую группировку «друзей церковной реформации» и т.д.[9]
Эта идея — замены при богослужении церковнославянского языка русским — жива и сейчас. Но давайте посмотрим, что произойдет, если при переводе заменить только одно слово доброна хорошо.
В слове добропервоначальный корень доб-,то есть мир устроен у-доб-но, подходящим образом. И человек был задуман и создан как венец творения: по образу и по-доб-ию Божию, то есть так, что был у-доб-ен Богу, подходил, соответствовал Ему по красоте и доб-роте. Поэтому и называются пре-по-добнымисвятые люди, в высшей степени подобные Творцу. Ведь приставка пре-показывает высшую степень качества: пречистая, преславный.Слову доброблизкородственны доблий, доблестный -они характеризуют людей, совершающих подвиги во славу Божию. Слово же хорошоодиноко, нет у него словообразовательного гнезда типа «хорошота», «хорошетель»по типу «доброта», «добродетель»[10].
Конечно, происходящее в России в те годы не было случайностью. Это готовилось на протяжении столетий. Митрополит Вениамин (Федченков) писал: «Государство совсем не при большевиках стало безрелигиозным внутренне, а с того же Петра. Секуляризация, отделение их (Церкви и государства), — и юридическое, а тут еще более психологически жизненное, произошло более двухсот лет тому назад»[11]. Октябрьский переворот лишь «законодательно» завершил то разъединение Церкви и общества, которое накапливалось постепенно. 11 декабря 1917 года постановлением Совета Народных Комиссаров республики из духовного ведомства в ведение Народного комиссариата по просвещению были переданы все учебные заведения, а затем специальным постановлением Наркомпроса во всех учебных заведениях отменилось преподавание церковных дисциплин (в том числе и церковнославянского языка) и упразднились должности законоучителей.
23 января 1918 года Совет Народных комиссаров обнародовал декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», и новая власть с ожесточением повела борьбу за ликвидацию духовной основы жизни народа, за искоренение из его памяти прошлого, за уничтожение всех памятников его культуры. А носителем всего этого является язык народа, это «дивное орудие», которое, как пишет Иван Александрович Ильин, «создал себе русский народ, — орудие мысли, орудие духовного и душевного выражения, орудие устного и письменного общения, орудие права и государственности — наш чудесный, могучий и глубокомысленный русский язык»[12].
И этот «великий и могучий» новая власть в результате реформы 1918 года наполнила, по словам И.А. Ильина, неслыханно уродливыми, бессмысленными словами, слепленными из обломков и обмылков революционной пошлости, но еще особенно тем, что растерзала, изуродовала и снизила его письменное отличие. И эту искажающую, смысл убивающую, разрушительную для языка манеру писать, объявила новым правописанием». Прислушаемся далее к рассуждениям И.А. Ильина: «Человек даже стонет и вздыхает не зря и не бессмысленно. Но, если и стон его, и вздох его полны выражения, если они суть знаки его внутренней жизни, то тем более его членораздельная речь, именующая, разумеющая, указующая, мыслящая, обобщающая, доказывающая, рассказывающая, восклицающая, чувствующая и воображающая — полна живого смысла, жизненно драгоценного и ответственного. Весь язык служит этому смыслу, т. е. тому, что он хочет сказать и сообщить. Это есть самое важное в языке, все определяющее. Слова могут быть не только произнесены, но еще и начертаны буквами, тогда произносящий человек может отсутствовать, а речь его, если только она верно записана, может быть прочитана, воспроизведена и верно понята целым множеством людей, владеющим этим языком»[13]. Понята, если только не изменился смысл ранее написанных слов и правил их написания. А реформа 1918 года, в значительной мере сузив или почти уничтожив исторические основы русского правописания и его связь с церковнославянским, сделала и саму возможность понимания проблематичной.
И.А. Ильин приводит примеры, когда одна единственная буква изменяет смысл слова. Например: «Не всякий совершонный (т. е. сделанный) поступок есть совершенный (т.е. безупречный) поступок». При погашении этого буквенного различия устраняется глубокий нравственный смысл этого изречения. Изъятие из русской гражданской азбуки ряда букв церковнославянского алфавита в 1918 году русский народ связал с гонением на Православную Церковь; появилась поговорка: «Фиту убрали — церкви рушить стали».
Вся ткань языка чрезвычайно впечатлительна, имеет огромное смысловое значение. Это особенно выясняется на омонимах, т. е. на словах с одинаковым звучанием, но с различным смыслом. Русский язык при старой орфографии победоносно справлялся со своими омонимами, вырабатывая для них различные начертания, но реформа погубила эту драгоценную языковую работу целых поколений.
Новая орфография отменила букву«i». И началась путаница. В понятие, которое ранее начерталось у нас буквами мiр, святые отцы изначально вкладывали все «земное торжище мiрское» как вместилище всечеловеческих страстей. По Евангелию, это и есть мiр, лежащий во зле.Предвечно же существует иной, мир — горний, как непрерывное и совершенное согласие и тишина, который присущ только Богу. Истинный мир мiра сего и может лишь посылаться Свыше — в Православную Церковь, по соборным ее молитвам. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так, как м iр дает, Я даю вам. (Ин.14, 27). Потому, как и прежде, от единого Начальника всемирной Тишины — Святая Церковь Православная стяжает дух мирен непрестанными молитвами и посылает мир всем, и призывает всех: миром(тишиною и согласием) Господу помолимся,чтоб возлюбить друг друга в единомыслии. Расставим же точки над «i»: человек либо стяжает смирение, дух мирен, либо накапливает в себе войну тайную или явную, которую неизбежно исторгает в окружающий мiр.
Буква «ять»была объявлена бессмысленной и заменена на «е». А ведь еще М.В. Ломоносов в «Российской грамматике» мотивированно предупредил, что не надо трогать букву «ять»: «Некоторые покушались истребить букву «ять» из азбуки российской. Но сие как не возможно, так и свойствам российского языка противно»[14].
Объявив упрощение письма, его усложнили. Раньше буква «ять» своим ярким видом «рисовала» для зрительной памяти корни, суффиксы и окончания, где обреталась, и которые вполне охватывались памятью. Она ненавязчиво развивала лингвистическое мышление. Теперь же педагоги рисуют опорные картинки, чтобы как-то разгрести кучу из многочисленных безударных Е,смешиваемых на письме с И.Однако известно, что и безударные звуки создают не только внешнюю форму и содержание слова, но и его древний, едва слышимый «вечерний звон» чувств, мелодий, настроений. Слово есть воссоздание внутри человека мира.
Наряду с изменением орфографии русского языка происходит и другая работа, которая менее заметна, а из-за этого и намного опаснее: подмена первоначального смысла слов или выбор из множества значений слова — одного, не используемого в Священном Писании и в богослужебных текстах. Орфография слова остается, а смысл написанного искажается, переворачивается. Например, полным ходом идет подмена смысла такого величайшего слова, как любовь.
«В любви должно быть благочестие», — говорит святитель Иоанн Златоуст. Любовьже современными людьми часто понимается лишь как извращение седьмой заповеди Моисея (Не прелюбодействуй), которое причинило много бед. Так, в древности города Гоморра и Содом за это были сожжены серным огнем, спадшим с неба, а в новые времена плотская любовь отвратила многих от любви к Богу.
Можно привести и другие примеры. Глагол глумитьсяимел два значения: 1) рассуждать, размышлять; 2) насмехаться над кем-то, издеваться. Первое значение исчезло из русского языка, а между тем пророк Давид очень часто использовал это слово в первом смысле. (Вернее, указанный глагол использовался при переводе псалмов). В псалме 118, стихе 14 читаем: «В заповедех Твоих поглумлюся, и уразумею пути Твоя». А стих 48 гласит: «Воздвигох руце мои к заповедем Твоим, яже возлюбих, иглумляхся во оправданиях Твоих». Тварьозначала «весь мир, сотворенный Богом, или (особенно) человек», сравним «Проповедуйте Евангелие всей твари»(Мк. 16, 15), то есть никого не исключая, всякому человеку. Сейчас же это слово превратилось в ругательство, оскорбление.
Противоположные метаморфозы произошли со словами, произведенными от слова лесть,первоначально «обман, коварство». Если лестный- это «обманчивый, коварный», то прелестный- то же, что и лестный,но в превосходной степени, а в современном русском языке синонимом этому слову стало слово прекрасный.И таких примеров можно привести множество.
Современный читатель, читающий старинные книги на церковнославянском языке, многие слова которого очень похожи на русские слова, нередко вводится в заблуждение. Ему уже непонятен смысл текста, а значит и образ мыслей наших предков. И если строители Вавилонской башни из-за своей гордыни перестали понимать друг друга, то так и мы перестаем понимать наших предков.
А.Л. Дворкин в своей книге о тоталитарных сектах нашего времени утверждает: «Кто контролирует язык человека, тот контролирует его сознание»[15]. Одна грандиозная попытка замены языка известна: она совершилась после прихода к власти большевиков. У С.Я. Маршака есть стихотворение: любознательный пионер спрашивает удедушки, что такое царь, слуга, Бог,и тот отвечает, что да, были такие слова, но сейчас их нет, и какой ты счастливый, внучек, что тебе не нужно знать эти слова. Зато появились Рабкрин, зарплата, ВЦСПС, жилплощадь, конармеец.На этом жаргоне говорила целая страна, творили поэты. Конечно, до конца уничтожить русский язык и вытравить из него все христианские слова и понятия большевикам не удалось. Но во многом они преуспели. Сейчас советской власти больше нет, но пошел новый процесс: сегодня один «новояз» успешно заменяется другим[16].
Так получилось, что язык, на котором сегодня говорит наша страна, утерял многие понятия Православной Церкви. Люди сейчас или не понимают таких простых слов, как, например, покаяние, грех, ересь, таинство, молитва, спасение ит. п., или вкладывают в них совершенно иной смысл. Зато по телевизору говорят о карме,энергетике, чакрах, медитации,и эти слова падают на хорошо удобренную почву. А вот когда священник говорит, что нужно покаяться, нужно обратить взор внутрь себя, нужно молиться и участвовать в таинствах, — это непонятно, это намного труднее и далеко не так «комфортабельно».
А.Л. Дворкин указывает, что у американского движения «New Age» (Нью Эйдж) есть свой словарь, который встречается во всех наших СМИ: глобальная деревня, космический корабль Земля, новое мышление.Воспринимая эти термины, людиначинают мыслить соответствующими категориями. И эта новая атака на христианство куда более опасна, чем все предшествующие[17].
Борьба с обновленцами закончилась только после Великой Отечественной войны. Все храмы были возвращены Московскому Патриархату. Но желание изгнать из Церкви церковнославянский язык многими не оставляется и в настоящее время, причем это желание мотивируется якобы сложностью понимания хода богослужения. Разберемся в этом подробнее.
Богослужение — это целое (синтез), элементы которого — чтение, пение, архитектура храма, иконопись, язык и т. д. служат его гармонии. Здесь все не так, как в жилищах людей, но церковь есть дом Божий, а не жилище человеческое; в ней все подчинено идее богопочитания, и при свете этой идеи мы понимаем, что так и должно быть — в архитектуре, музыке, языке. По своему возвышенному характеру, по своей силе и звучности церковнославянский язык является наиболее совершенным средством для выражения религиозных настроений православного русского человека. Высшие стремления духа, отрешенные от земного и направленные к небесному, чистому и вечному, получают наиболее соответствующее выражение в этом языке, далеком от всего обычного, житейского. Церковнославянский язык создает для молитв и песнопений возвышенный стиль, являясь в этом отношении неисчерпаемым сокровищем[18].
На особый, наддиалектный характер церковнославянского языка (который лингвисты называют «старославянским» вслед за А. Мейе, употребившим этот термин в одной из своих работ[19]) указывают современные исследователи: «…старославянский язык возник в процессе перевода… греческих богослужебных текстов и был по определению наддиалектным и нормированным образованием, первым славянским языком христианского культа, сознательно дистанцированным от языка бытового общения»[20].
Итак, церковнославянский язык лучше передает импульс религиозной жизни, глубже выражает молитвенные чувства. Древние языки вообще более приспособлены для выражения явлений и динамики духовной жизни. Это первая и главная причина необходимости их сохранения в православном богослужении. Второе основание — глубина самого перевода. Богослужебные тексты — это шедевры священной поэзии особого типа и порядка. Православные церковные службы называют опоэтизированным, иконографическим, поющим богословием. Переводчики, создавая тексты на церковнославянском языке, опирались на толкование Священного Писания отцами Церкви[21]. Отсюда необычайное многообразие смыслов церковнославянских слов, обогащающих сознание временного человека. Так, А.В. Григорьев указывает, что исконное значение славянского слава- это «мнение». Под влиянием греческого языка и культуры данное слово начинает употребляться в значениях «хвала, почетная известность, совершенство, блеск, великолепие, сияние»; наконец, как название церковного песнопения»[22].
Третье основание — традиция. Это актуальное бытие прошлого в настоящем. Живая традиция сохранила нам дивное, неповторимое православное богослужение. Церковное богослужение — это синтез жизни Церкви в эпоху ее древнего расцвета. Древние языки имеют очень важное значение для сохранения в чистоте и внутренней целостности одного из видов Церковного предания — богослужебного канона. Славянский язык наряду с другими древними языками стал священным языком Церкви. Особо ценным представляется в этом отношении издание параллельных текстов Священного Писания на древних языках — древнееврейском, древнегреческом, латинском, церковнославянском. Образцом подобного учебного издания служит, например, осуществленное Греко-латинским кабинетом Ю.А. Шичалина издание Первого Псалма на древних и новых языках с приложенными толкованиями святых отцов[23].
Наконец, нельзя упустить из виду и тот факт, что в церковнославянском богослужении православные слышат молитвенный голос своих отцов и дедов — Святой Руси, Церкви Небесной и Торжествующей — и сливаются с ним в единстве молитвы всей России и всех славян, в единстве веры и любви. Церковнославянские песнопения живы и живительны. Они не только живых членов Церкви связуют воедино, но и тех, которые уже умерли для земной жизни. Наши святые угодники земли Русской — преподобный Антоний (+1073) и Феодосий (+1074) Киево-Печерские, преподобный Сергий Радонежский (+1392), преподобный Серафим Саровский (+1833); святые угодники земли Сербской, например, святой архиепископ Савва (+1237); святые чудотворцы Болгарские, например, преподобная Параскева (ХI в.), преподобный Иоанн Рыльский (+946), и множество других православных славянских святых, начиная со святых Кирилла (+869) и Мефодия (+885)- молились на этом же церковнославянском языке и теми же словами, какими и мы теперь молимся. Этой традицией следует бесконечно дорожить. Итак, православное богослужение на церковнославянском языке хранит в себе огромный потенциал духовных сил и энергии, ценный не только для нас, но и для будущих поколений.
Церковнославянский язык, обогащенный через переводы с греческого, в своем лексическом и синтаксическом строе имел благотворное влияние на русский литературный язык ХIХ века. Он и сейчас содействует поддержанию духовного единства как в самом русском народе, так и во всех славянских племенах православного вероисповедания. Церковнославянизмами проникнуты русские святоотеческие творения, и нынешняя читающая публика именно благодаря их возвышенному языку приобщается к строю мыслей и чувств верующего христианина.
Церковнославянский язык может рассматриваться как средство возвращения к религиозно-нравственным истокам русской ментальности. Он создавался для духовного просвещения славян, то есть для просветления их душ светом Истины. В церковнославянском богослужении православные слышат молитвенный голос своих отцов и дедов — Святой Руси, Церкви Небесной и Торжествующей. Церковнославянский язык, далекий от всего обычного, житейского, по своему возвышенному характеру является наиболее совершенным средством для выражения религиозных настроений православного русского человека. Овладеть этим сокровищем не только путем практическим (клиросного чтения и пения), но и теоретическим (методом историко-филологического анализа) — задача первостепенной важности.
_______________________________________________________
[1] Цит. по: Дьяченко Г.,прот.Полный церковнославянский словарь. Репринт. воспроизведение изд. 1900 . М., 2001. С. ХI.
[2] Там же. С. ХII.
[3] Там же. С. ХII.
[4] Шишков А.С. О любви к Отечеству //Язык наш — поводырь наш в рай или в ад. СПб., 2001 С.115-116.
[5] Цит. по: Журавлев В.К, Русский язык ирусский характер. М., 2002. С. 6.
[6] Шацило В. П. Значение церковнославянского языка в жизни русского народа и необходимость его сохранения и изучения / Дипломная работа. Иваново, 2003. С. 14.
[7] Шишков А.С. Славянский и русский язык- един //Язык наш — поводырь нашв рай или в ад. СП6, 2001. С 162-173.
[8] Ильин И.А. Наши задачи, Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 гг. В 2-х т. т. 2. М., 1992. С. 95-104, 118-122.
[9] Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви 1917-1990. Учебник для православных духовных семинарий. М., 1994. С. 58.
[10] Шишков А.С. Наше родословие. Единственный путь к познанию разума //Славянорусский корнеслов. Язык наш — дерево жизни на земле и отец наречий иных. СП6., 2002. С. 237.
[11] Цыпин В., прот. Указ. соч. С. 62.
[12] Ильин И.А. Указ. соч. С. 95.
[13] Ильин И.А. Указ. соч. С. 96.
[14] Цит. по: Саблина Н.П. Буквица славянская. Поэтическая история азбуки с азами церковнославянской грамоты. СП6., 2001 С. 145.
[15] Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования, Издание З-е, переработанное и дополненное. Нижний Новгород, 2002. С. 52.
[16] Там же. С. 53.
[17] Там же. С. 54.
[18] Овладеть этим сокровищем не только путем практическим (клиросного чтения и пения), но и теоретическим (методом историко-филологического анализа) — задача первостепенной важности. Одна из первых попыток такого рода предпринята в издании: Маршева Л. И. Шестопсалмие: учебно-лингвистический анализ (издание Сретенского монастыря). М. 2003.
[19] Мейе А. Общеславянский язык, М., 1951.С. 7.
[20] Ремнева М.Л. Древнерусский и церковнославянский //Древние языки в системе университетского образования. Исследование и преподавание. М., 2001. С. 237-238.
[21] Григорьев АВ. К вопросу о коннотативном компоненте значения старославянского слова//Древние языки в системе университетского образования. Исследования и преподавание. М.. 2001. С. 110.
[22] Там же. С. 106.
[23] Первый Псалом. М., 2003.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ :
-
Константин Душенов посмертно награждён медалью за боевые заслуги
-
«Выгнала бойца СВО»: Родина и моральная уродина
-
Отпевание Константина Душенова состоится 17 февраля, в 11:30, в храме Иова Многострадального, по адресу: Санкт-Петербург, ул. Камчатская 6А.
-
Памяти Константина Душенова. Леонид Болотин
-
Отошел ко Господу Константин Душенов
-
Авдеевский "котёл" закипает?
[contact_form]
Украинская смута
- Авдеевский "котёл" закипает?Опубликовано 10.02.2024 21:00
- Запад обрекает Киев на перманентный военный конфликтОпубликовано 07.02.2024 21:00
- F-16 в пути: Украина решила "кошмарить" Крым, русская ПВО ответитОпубликовано 07.02.2024 18:00
- Зеленский потребовал как можно быстрее принять закон о запрете УПЦ, – СМИОпубликовано 07.02.2024 16:30
- Почему Одесса критически важна для всей спецоперацииОпубликовано 07.02.2024 15:00
- Новая стратегия США для УкраиныОпубликовано 07.02.2024 13:30
- Армия России планомерно затягивает «Авдеевскую удавку»Опубликовано 07.02.2024 12:00
- Терроризм стал главным признаком киевского режимаОпубликовано 07.02.2024 09:00
- Версии по Ил-76: кому выгодно и кто виноватОпубликовано 29.01.2024 22:30
- Дефицит вооружений у ВСУ всего лишь мифОпубликовано 29.01.2024 19:30
- Украина может перейти к ядерному терроризмуОпубликовано 28.01.2024 13:32
- Ил-76 с пленными сбили иностранные наемники ВСУОпубликовано 25.01.2024 13:56
- Авдеевка: главная линия обороны ВСУ разбита, бои идут в городеОпубликовано 23.01.2024 19:30
- Зеленский решил узаконить терроризм против РоссииОпубликовано 23.01.2024 15:00
- Президентский полк брошен в Авдеевку: НАТО отправит войска, о которых не пишут в сводкахОпубликовано 23.01.2024 12:00
- Возмездие за Донецк: враг в диком страхе ждет массированных ракетных ударовОпубликовано 23.01.2024 09:00
- «Гром» над Украиной: перспективный БПЛА может стать наиболее эффективным носителем авиабомб с УМПКОпубликовано 18.01.2024 21:00
- ISW: Российское командование готовит десантно-штурмовые бригады для заброски в тыл ВСУ в ходе планируемого наступленияОпубликовано 18.01.2024 19:30
- Макрон снабдит Украину оружием нового типаОпубликовано 18.01.2024 16:30
- The Intercept: На боевиках ВСУ испытывают запрещенные в США психоделикиОпубликовано 18.01.2024 13:30
- "Дни плацдарма сочтены". ЧВК "Вагнер" возвращается в зону СВООпубликовано 18.01.2024 12:00
- 15 января, Харьков? Истерика Запада по поводу военных планов РоссииОпубликовано 13.01.2024 10:30
- В США требуют больше пушечного мяса от УкраиныОпубликовано 12.01.2024 21:00
- Россия создала новое преимущество на поле боя в ходе спецоперацииОпубликовано 12.01.2024 19:30
- Белый дом объявил о прекращении военной помощи КиевуОпубликовано 12.01.2024 10:30
- Киев будут добивать «атаками века»Опубликовано 08.01.2024 21:00
- Как Россия отразила украинское наступлениеОпубликовано 08.01.2024 12:00
- Как отогнать почти неуловимые Storm Shadow от КрымаОпубликовано 06.01.2024 12:00
- Появились кадры удара окутанного плазмой "Кинжала" по цели в КиевеОпубликовано 06.01.2024 10:30
- F-16 скоро нанесут удар – мы должны быть готовыОпубликовано 05.01.2024 21:00
- "От поставок Штаты взвоют". Россия применила "корейский козырь"Опубликовано 05.01.2024 19:30
- В 2024 году ВСУ будут рассчитывать на «города-крепости»Опубликовано 05.01.2024 16:30
- Спецоперация выковывает новое оружие РоссииОпубликовано 05.01.2024 10:30
- Белгородский излом: преступление бандеровских отбросовОпубликовано 31.12.2023 18:00
- Разгром и драп за Днепр — перспективы ВСУ в 2024 году глазами зарубежных экспертовОпубликовано 31.12.2023 15:00
- «Искандеры» прикрыли совещание НАТО-ВСУ вместе с американскими офицерамиОпубликовано 25.12.2023 22:00
- Киев готов реанимировать наступление за счет тотальной мобилизацииОпубликовано 25.12.2023 21:00
- На Авдеевском направлении ВСУ переносят штабы. В Крынках эвакуация, о которой не пишут в сводках СВООпубликовано 25.12.2023 17:00
- Зеленский и Рождество: духовный «контрнаступ» также провалилсяОпубликовано 25.12.2023 09:00
- Залужный выбрал тактику «мясных волн», у него не осталось других вариантовОпубликовано 21.12.2023 19:30
- У ВСУ появилась стратегия, Крынки пали: В Авдеевке упущен момент, о котором не пишут в сводках СВООпубликовано 21.12.2023 15:00
- Новейшая САУ "Коалиция-СВ" появилась в зоне СВООпубликовано 21.12.2023 13:30
- "До Киева нам идти всего один день": Солдаты зачитали ультиматум Зеленскому из окоповОпубликовано 21.12.2023 12:00
- «Кинжал» разнёс бункер с офицерами НАТООпубликовано 20.12.2023 22:00
- Противостояние России и Украины смещается в воздушно-космическую сферуОпубликовано 19.12.2023 22:00
- "Привезли тайком, спрятали в ангарах": Уничтожен бункер с F-16, о котором не пишут в сводках СВООпубликовано 19.12.2023 18:00
- Война Зеленского с Залужным может пойти не по сценариюОпубликовано 19.12.2023 16:00
- Россия поможет истории расставить все по местам на УкраинеОпубликовано 19.12.2023 12:00
- Постукраинский синдром: готово ли общество к возвращению участников СВО?Опубликовано 19.12.2023 10:00
- Авдеевка сдаваться не будет, ВСУ запускают против русских "Косу": Об этом не пишут в сводках СВООпубликовано 18.12.2023 21:00
- В холодное время года: специфика действий армии зимойОпубликовано 18.12.2023 18:00
- Западные «вундерваффе», не оправдавшие надежд вооружённых сил УкраиныОпубликовано 18.12.2023 16:30
- В истории с «прослушкой Залужного» есть несколько странностейОпубликовано 18.12.2023 15:00
- Удар «Кинжала» в бункер с офицерами НАТО был сразу засекреченОпубликовано 18.12.2023 15:00
- Патриарха Кирилла объявили в розыск на УкраинеОпубликовано 18.12.2023 12:00
- Залужный открыто пошёл против ЗеленскогоОпубликовано 18.12.2023 11:00
- Украину без денег Запада ждет финансовая катастрофаОпубликовано 17.12.2023 20:00
- Погиб, но не сдался: «Кто меня найдёт, позаботьтесь о моей матери, сестре и брате»Опубликовано 17.12.2023 17:00
- Военный эксперт назвал причины новых атак украинских ДРГ на Белгородскую областьОпубликовано 17.12.2023 15:00
- «Термиты» идут на фронтОпубликовано 14.12.2023 21:00
- Тайны Крынок раскрыта. Больше не о чем молчать - плацдарм будет существовать, и это трагедияОпубликовано 14.12.2023 19:00
- Путин рассказал о шагах России впередОпубликовано 14.12.2023 18:00
- Business Insider: На один украинский дрон приходится семь российскихОпубликовано 14.12.2023 17:00
- Взлетно-посадочные полосы Украины признали непригодными для F-16Опубликовано 14.12.2023 15:00
- «Фортеця» Марьинка – «всё»Опубликовано 14.12.2023 12:00
- Украинские дроны попытались атаковать МосквуОпубликовано 14.12.2023 11:00
- ВСУ опоздали с переходом к оборонеОпубликовано 14.12.2023 05:23
- Битва за Купянск: бандеровскую группировку добьют штурмовики из резерваОпубликовано 13.12.2023 22:30
- Киев заставляют воевать с Москвой «до последней украинки»Опубликовано 13.12.2023 19:30
- В ответ на вопрос о победе Украины Байден рассмеялся. И денег Киеву не далОпубликовано 13.12.2023 12:00
- "План по ракетам перевыполнен на 720%": Генерал-лейтенант Соболев назвал срок нашей ПобедыОпубликовано 13.12.2023 10:30
- Марьинка освобождена, важный прорыв в Авдеевке, "Вагнер" повторил фокус под Бахмутом: Закрытые сводки СВООпубликовано 13.12.2023 09:00
- Авдеевка, 2 месяца боев: «Терминатор-2» рвет в клочья оборону ВСУОпубликовано 12.12.2023 21:00
- Лютая паника в Киеве: Новые «Герани» летят со скоростью 800 км/часОпубликовано 12.12.2023 19:30
- Россию предупредили о возможности химической или биологической атакиОпубликовано 12.12.2023 12:00
- США собрались закатать Украину в бетонОпубликовано 12.12.2023 10:30
- ВСУ опоздали с переходом в оборонуОпубликовано 12.12.2023 09:00
- Ракеты "Кинжал" снова ударили по зенитному комплексу Patriot в КиевеОпубликовано 11.12.2023 21:00
- Запад ждет коренного перелома в пользу России уже веснойОпубликовано 11.12.2023 19:30
- Русские наступают по всем фронтам: Отставные натовские генералы оценили первые бои зимыОпубликовано 11.12.2023 18:00
- Переговоры будут, но не с КиевомОпубликовано 11.12.2023 16:30
- Почему Китай всерьез меняет позицию по СВООпубликовано 11.12.2023 12:00
- Нехватка солдат вынуждает Украину уйти в глухую оборонуОпубликовано 11.12.2023 10:30
- «После Авдеевки»: ВСУ решают, куда драпатьОпубликовано 11.12.2023 09:00
- Джон Кирби: в случае победы России над украинскими войсками ей придется столкнуться с армией СШАОпубликовано 10.12.2023 21:00
- У "горла" авдеевского мешка: Последний бой, о котором давно пора рассказатьОпубликовано 10.12.2023 16:30
- Битва за Купянск: в кровавых «каруселях» ВСУ теряют по роте ежедневноОпубликовано 04.12.2023 21:00
- Киев признал провал своего планаОпубликовано 04.12.2023 18:00
- Маски сброшены: киевская синагога ополчилась против канонической Украинской православной церквиОпубликовано 04.12.2023 17:00
- Какие секреты раскроет трофейная БМП BradleyОпубликовано 04.12.2023 15:00
- Польский генерал заявил о переходе России к тактике полного уничтожения ВСУОпубликовано 04.12.2023 14:00
- Опыт СВО доказал эффективность наземных беспилотниковОпубликовано 04.12.2023 12:00
- Ликвидация Израиля? Как связаны события на Ближнем Востоке и на УкраинеОпубликовано 02.12.2023 21:00
- США заявили, что «не позволят» России победить в конфликте на УкраинеОпубликовано 02.12.2023 20:00
- Незавидная участь Молдавии: Запад втягивает Кишинев в конфликт на УкраинеОпубликовано 02.12.2023 14:00
- На Украине хотят разместить химические отходы из СШАОпубликовано 02.12.2023 13:00
- Власти Украины нашли способ озолотиться на провале контрнаступленияОпубликовано 02.12.2023 12:00
- Пентагон гонит ВСУ в зимнее наступлениеОпубликовано 29.11.2023 06:28
- Зеленский «переобувается»: чтобы сохранить власть, клоун готов пойти на «заморозку»Опубликовано 27.11.2023 16:30
- В Киеве подтвердили запрет на мир со стороны ЗападаОпубликовано 27.11.2023 13:30
русский голос
Протоиерей Алексий Успенский
Накануне катастрофы: правда о «царских останках»русь-тв
Виталий Милонов
«Выгнала бойца СВО»: Родина и моральная уродинаБорис Джерелиевский
Авдеевский "котёл" закипает?Леонид Ивашов
F-35 для Финляндии: не будите русские С-400!Протоиерей Алексий Успенский
Накануне катастрофы: правда о «царских останках»Александр Асафов
Украинский БПЛА-теракт в Москве: откуда, как, зачемАлександр Бородай
Без снарядов ЧВК – виноват в том ВПК?Константин Сивков
Россия заманивает ВСУ в «огневой мешок»?Игорь Друзь
«Херсон 2.0» в Запорожье реален?Борис Джерелиевский
ЧВК «Вагнер» в Бахмуте: снарядный голод или снарядное шоу?Борис Джерелиевский
Как Россия срывает «контрнаступ» ВСУРУССКИЙ МИЛИТАРИСТ
И «Мста» наша страшна! "Боги войны" в зоне СВОКонстантин Сивков
Финский нож НАТО у горла РоссииЛеонид Ивашов
Радиоактивный подарок Украине от НАТОРУССКИЙ МИЛИТАРИСТ
Су-25СМ3: что умеет прокачанный «Грач»Ростислав Ищенко
Путин и Си Цзиньпин создают альянс "антиНАТО"?РУССКИЙ МИЛИТАРИСТ
Русский аргумент под индексом РС-28РУССКИЙ МИЛИТАРИСТ
Русский «Тор»: убийца «Байрактаров»РУССКИЙ МИЛИТАРИСТ
Ту-214Р: всевидящее око русской армии