наши эксперты

Игромания – дочь сребролюбия
Опубликовано: 07.02.2024 22:30

Человек, стань святым!
Опубликовано: 30.01.2024 21:00
Смотреть все материалы
слово пастыря
если завтра война

Су-35 против самолетов НАТО
Опубликовано: 03.07.2023 21:00

Бахмут наш. Что дальше?
Опубликовано: 26.05.2023 09:00
Бедностью нас не испугаешь

ВЦИОМ и Левада-центр провели опросы с целью выяснить, чего граждане России опасаются больше всего.

Результаты исследования показали рекордное снижение общего количества страхов: по 12 из 15 страхов зафиксированы самые низкие показатели за весь период наблюдения начиная с 1994 года. Больше всего снизился страх перед возможностью мировой войны. Более половины респондентов (58%) считают международные конфликты вполне реальной угрозой, и опасаются их возникновения в ближайшем будущем. Однако это самая низкая цифра за последнее время.

«Если в 2014 году страх мировой войны занимал второе место в рейтинге, то сейчас переместился на четвертое, — отмечает замдиректора «Левада-центра» Алексей Гражданкин. — В целом существенно снизился уровень тревожности, характерный для лета прошлого года, когда на наших границах шла активная стадия военного конфликта и Россия волей-неволей была вовлечена в него. На протяжении года во главе списка самых волнующих россиян событий была ситуация на Украине. Сейчас же военные действия на Донбассе отошли на второй план. А вслед за этим наступила стадия общего расслабления и все прочие страхи также пошли вниз».

Существенно снизились политические страхи: произвола властей и беззакония, ужесточения политического режима. «2012 год можно охарактеризовать как год массовых протестов, когда росли политические страхи. Это хорошо видно по показателям 2013 года. Однако этот тренд оказался пресеченным событиями 2014 года, когда произошла большая переоценка проблем, которые стоят перед страной. Проблема политического режима стала восприниматься как не очень существенная», — добавил Алексей Гражданкин.

Несмотря на падение курса рубля по отношению к иностранным валютам и подорожание продуктов массового потребления, страх возможности потери сбережений также заметно снизился по сравнению с 2014 и 2013 годами. Каждый второй опрошенный (53%) отметил, что подорожание товаров и обесценивание сбережений его уже затронуло или непременно коснется в ближайшем будущем – однако и эта цифра заметно ниже, чем раньше.

Вниз пошел и страх возможности потери работы. Больше всего россияне боялись лишиться рабочего места в 1998 году. Материальные проблемы, связанные с урезанием зарплат, переводом на низкооплачиваемую работу и т.п. тревожат более трети респондентов (39%). Увольнение считают вполне вероятным 24%, тогда как не испытытвают опасений по этому поводу втрое больше (67%). «После кризиса 1998 года существенно обострились страхи экономического характера. Нынешняя экономическая ситуация не переживается как кризис. Отчасти это связано с тем, что внимание людей еще не вполне вернулось к повседневным заботам. Россияне по прежнему «решают» государственные проблемы», — считает замдиректора «Левада-центра».

Беспокойство по поводу разладов в семье сегодня мало как никогда: подавляющее большинство опрошенных (82%) не опасаются конфликтов с родными и близкими.

Самый сильный страх россиян сегодня — это болезни близких и детей. За ним следует страх болезни и мучений, а замыкает тройку боязнь бедности и нищеты. Четверное место занял страх мировой войны, а пятое — смерти.

Как бы вы объяснили общее снижение тревожности в обществе – в теперешней-то непростой обстановке? Чего вы сами боитесь больше всего? На эти вопросы корреспонденту портала Regions.ru отвечают православные священнослужители.

 

Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, отметил, что он, как и любой христианин, больше всего боится умереть, не успев покаяться, причаститься, сказать людям: «Простите за ошибки, за мои недостатки». «За то, что я, будучи христианином, не стал источником света для окружающих, что через меня приходит искушение, люди отворачиваются от храма, не приходят к Богу. Этого я боюсь не успеть сказать, и прошу людей прощения: за то, что, быть может, не до конца оправдываю свое предназначение. А все остальные страхи, которые перечислены, вполне естественны. Люди боятся того, что будет завтра. Страшатся болезни детей, в которых их утешение. Но даже если не все ладно вокруг, нужно уметь любить радоваться, жить ради детей. Страшно умереть, не покаявшись, а любой другой страх от дьявола. Наше утешение в Боге в детях. Болезни, трудности пройдут, забудутся, если дети будут здоровы и счастливы. Человек не должен ничего бояться, ему нужно уповать на Бога: он никогда не даст креста, которого нельзя нести», — подчеркнул владыка.

 

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, отметил, что результаты опросов необыкновенно интересные и неожиданные.

«Думаю, это проявление лучших черт русского народа – сохранять присутствие духа, консолидироваться в условиях угрозы (прямой ли нет). Нашему народу присуще мужество. Так что результаты этих опросов общественного мнения очень отрадные. Чего боюсь я сам, сказать сложно. Войны? Нет. Всем прекрасно известно, что с русским народом воевать невозможно. Не испытываю я и страха бедности. Пусть мы живем небогато, зато, слава Богу, все мои дети устроены, работают. Страх болезни, думаю, есть у каждого. Ну, если не сосредотачиваться на плохом, чего об этом думать? Страх смерти? Понятно, что ее не избежать, и людям преклонного возраста она представляется более близкой. Но чему быть, того не миновать. Наиболее реальными мне кажутся переживания за детей и близких. Здесь мы действительно все ранимы. Но нужно стараться думать о хорошем, и с Божьей помощью преодолевать трудности», — заключил о. Александр.

 

Игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, отметил: «Некоторые ждут, что в условиях экономических трудностей, политических проблем жители нашей страны начнут бояться, однако это не так».

«Проблемы делают россиян мужественными — и в этом мы отличаемся от других народов. Полагаю, снижение тревожности связано с чувством ответственности, которое люди испытывают за свое государства в условиях, когда ему приходится сталкиваться с многочисленными вызовами извне. Ну а что касается остальных страхов — болезни детей и близких, болезни и мучений, бедности и нищеты, смерти, — это правильно распределение. Вопросы жизни и смерти намного важнее, чем те, что связаны с работой и благосостоянием. У наших граждан правильные страхи, которые были присущи людям на протяжении всей человеческой истории. Нормально, когда человек боится смерти собственной или своей близких. Хуже, если он боится начальника», — заключил отец Серапион.

 

Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, отметил, что самый большой страх – «страх страха».

«Когда у человека есть предполагаемый страх, но он еще не знает чего бояться, боязнь неизвестности очень сильна. Хичкок достигает эффекта тем, что показывает крупными планами глаза, полные ужаса. Мы не знаем, что видит этот человек, и нам становится страшно. А если показать, чего он боится, будет не так уж и страшно – спецэффекты, гипсокартонные картонные чудища, скорее, вызовут смех. Когда жизнь на подъеме, страх непонятно каких проблем, которые могут обрушиться, действительно большой. Ну а если наступают реальные трудности, страх сменяет деятельность по преодолению и решению этих проблем. Чего уж тут бояться, нужно думать, как выйти из ситуации. Мы уже пережили многие кризисы, и знаем, как выработать определенную стратегию выживания. Наша страна уже косвенно приняла участие в украинском конфликте — мы принимаем у себя беженцев, это тоже вошло в нашу жизнь. Место страха заняли реальные проблемы, и мы ищем пути их решения, испытывая при этом уже иные чувства», — сказал священник.

Он отметил, что в ходе богослужения много раз повторяет: «Сами себя и друг друга и весь живот наш Христу богу предадим» и поэтому страха за свое будущее не испытывает.

«За кого я действительно волнуюсь, так это за близких. Есть и опасение подвести кого-то, в случае, например, болезни. Страшна не болезнь, а вероятность не выполнить взятые на себя обязательства», — заключил священник.

 

Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, полагает, что снижение количества страхов свидетельствует о том, что многие потрясения в российском обществе уже произошли.

«Некоторые из моих знакомых потеряли сбережения, или вследствие вялотекущего дефолта они были обесценены. Люди так часто слышали про военную угрозу, что и это уже стало привычным. Мне самому не раз приходилось слышать, как кто-то в случае войны собирается прятаться в метро, кто-то на цокольном этаже. Люди говорят это вполне серьезно, но уже без прежнего надрыва, так как научились с этим жить. На первый план сейчас выходят наиболее реальные страхи: болезнь детей, близких. Люди понимают, что на самом деле для них ценно, и боятся это потерять. Ну а что касается остального — верующие люди, христиане, должны все-таки помнить: глобальные события в руках Божьих. Если он не попустит произойти чему-то страшному, этого и не произойдет. А если произойдет, Господь укрепит нас, наставит, укажет, как выжить в такой ситуации. У меня самого, как у остальных, есть обычные переживания за детей, близких. Но Господь нас не оставляет, и с Его помощью я пытаюсь от этих страхов избавиться», — заключил о. Николай.

 

Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, полагает, что опасностей сейчас не меньше, чем несколько лет назад.

«Но кроме страха Божьего остальной страх — это грех. Поэтому если я ловлю себя на страхах житейских, то иду и каюсь священнику такому же, как я, чтобы меня Господь избавил от страха. Страх Божий – это добродетель, ее надо взращивать в себе, и нам, как пастырям, взращивать в своих прихожанах. Думаю, что эти опросы немножко сейчас запаздывают, потому что страхи увеличатся из-за кризиса. Но он затрагивает в основном городское население, а сельское как жило бедно, но спокойно, так и сейчас живет. Удивительно, почему уменьшился страх войны. Думаю, это связано с тем, что Россия заняла правильную позицию защиты, пусть не такой активной, как кому-то хотелось, но позиция правительства добавляет уверенности нашим гражданам. Надо еще разделять страх как страсть и как житейское опасение. Поэтому с точки зрения Церкви житейские опасения, то есть ожидание опасности, не есть страх как таковой, а есть благоразумие и желание защитить себя. Иными словами, осведомлен – значит вооружен», — подчеркнул он.

 

Священник Игорь Шумилов, настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на Московской области, отметил, что общее снижение тревожности можно объяснить привычкой и усталостью.

«После небогатой, но стабильной советской жизни, когда слово «дефолт» было неизвестным, а валюты простой человек мог ни разу не увидеть за всю жизнь, кризисы и инфляции казались ужасным явлением. Теперь мы просто привыкли. А поколение младше 30-ти советской жизни и не знает. Сейчас же нас регулярно пичкают неблагоприятной экономической информацией, и люди уже не реагируют на неё так остро. То, что самый сильный страх россиян сегодня — это болезни близких и детей, совсем не удивительно. К этому невозможно привыкнуть. Сам я боюсь самой страшной вещи — остаться вне Христа в Вечности. Все остальное приходит и уходит», — заключил о. Игорь.

 

Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, полагает, что, возможно, тревожность снижается, потому что события на Украине не вылились в масштабную мировую войну.

«Президент России достаточно взвешено и мудро действует. А поначалу были опасения, что это перейдет в более серьезные столкновения, хотя такая опасность остается до сей поры – этот тлеющий конфликт может служить очагом большей нестабильности. Но в принципе события последних лет показали, что Россия умеет взвешенно действовать, и армия у нас на серьезном техническом и профессиональном уровне. Это тоже, возможно, одна из причин чувства защищенности. Присоединение Крыма показало, что мы можем не только терять земли, но и возвращать. Это вселяет уверенность, особенно после развала СССР и 90-х годов. Христианину пристало бояться больше всего греха. Поэтому я лично опасаюсь в самом себе проявления каких-нибудь страстей, чтобы Господь не отступил со своей благодатью. А внешние опасности меня гораздо меньше занимают. Потому что Царство небесное внутри нас, и как сказано в Евангелии, «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне огненной». То есть самые серьезные опасности таятся внутри человека, внутренние стихии могут быть разрушительнее. Нам надо учиться быть непоколебимыми, и общество будет более стабильным», — заключил отец Андрей.

РЕКОМЕНДУЕМ:

«Выжить и победить». 4 серия фильма «Наперегонки со смертью»

«Советский Союз против антихриста». 3 серия фильма «Наперегонки со смертью»

«Черви русофобии против Святой Руси». 2 серия фильма «Наперегонки со смертью»

«Фельдмаршал сатана». 1 серия фильма «Наперегонки со смертью»

Крах ОАО «Соединенные Штаты Америки» | «Лунная походка» Роскосмоса отменяется

Либерализм = сатанизм, или рентген Мефистофеля | «Ритуальные» санкции США против Китая

Русские подлодки под носом у США | Политические русские или два русских национализма

Освобождение Васильевой — плевок в лицо каждому русскому

Больница имени Христа | Кох «молится» Бандере, или конец либерального сатанизма

Беспилотники: эхо другой войны | Военным — война, политикам — политика

Военно-морской маневр Путина | Дух и буква Православия

Русские — нация или идеология? | Три врага русского человека

Опубликовано: 04.09.2015 14:37

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ :

Войти через:

Украинская смута
русский голос

Наш Душенов
Опубликовано: 21.03.2024 22:00

Раскол Русского Православия
Опубликовано: 20.06.2022 22:48

Русский — значит православный
Опубликовано: 18.08.2021 20:00

Русский, вспомни, кто ты!
Опубликовано: 28.06.2021 21:00

Мифы и цифры русской демографии
Опубликовано: 27.04.2021 21:00

Возможен ли русский миллиард?
Опубликовано: 24.11.2020 23:00

Тайна русского мессианства
Опубликовано: 21.11.2020 23:00

Сколько лет русскому народу?
Опубликовано: 21.09.2020 22:30

В чём смысл жизни русского народа
Опубликовано: 07.09.2020 21:00

Русский народ, покайся!
Опубликовано: 03.08.2020 19:53

Русский народ перед выбором
Опубликовано: 10.07.2020 00:59

И один в поле воин
Опубликовано: 12.06.2020 17:20

РОССИЯ, ПУТИН И МИРОВОЙ ШТОРМ
Опубликовано: 14.05.2020 17:40

Как вымирают русские обузы
Опубликовано: 20.01.2020 16:50

Информационное мракобесие
Опубликовано: 14.10.2019 21:40

Николай Второй хуже Гитлера?
Опубликовано: 31.07.2019 01:23

Великие мерзавцы великой России
Опубликовано: 22.07.2019 19:38
русь-тв

Игромания – дочь сребролюбия
Опубликовано: 07.02.2024 22:30

Человек, стань святым!
Опубликовано: 30.01.2024 21:00
Вконтакте
Facebook