наши эксперты

Игромания – дочь сребролюбия
Опубликовано: 07.02.2024 22:30

Человек, стань святым!
Опубликовано: 30.01.2024 21:00
Смотреть все материалы
слово пастыря
если завтра война

Су-35 против самолетов НАТО
Опубликовано: 03.07.2023 21:00

Бахмут наш. Что дальше?
Опубликовано: 26.05.2023 09:00
Патриарх Варфоломей заигрался в православного Папу: Беседа с наместником Святогорской лавры
Недалеко от Славянска, за 90 километров до линии фронта расположена одна из святынь украинского православия – Свято-Успенская Святогорская лавра. С военной точки зрения лавра – стратегический объект, она стоит на горе, отделена рекой от города Святогорска. На самой высокой точке стоит памятник лидеру советского Донбасса Артему. Беседа с ее наместником митрополитом Арсением состоялась после возвращения его с Собора УПЦ (МП) и неудавшейся встречи с президентом Порошенко
 
Монастырь основан в XVI веке, но во времена советской власти он был разграблен, а его храмы отданы под кинотеатр, библиотеку и санаторий. Восстановление монастыря началось после развала Советского Союза, в 2004 году Синод Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) присвоил ему статус лавры. С начала войны на Донбассе лавра приняла десятки тысяч беженцев… 
 
Наместником монастыря уже 23 года служит митрополит Арсений (Яковенко). Он вырос в Воронежской области РФ, свободно разговаривает на украинском и русском языках с детства, на Донбасс приехал, когда Украина стала независимым государством. 50-летний митрополит по сути является пятым человеком в УПЦ (МП). По этому поводу отшучивается пословицей: «Це я тут владика, а на тому світі чи владика, чи свиня дика, – ще побачимо».
 
Корреспондент РБК-Украина встретился с наместником Святогорской лавры после возвращения митрополита с Собора УПЦ (МП) и неудавшейся встречи с Порошенко.
– Вы же понимаете, что Церковь сегодня не может быть отделена от социально-политической жизни. Соцопросы показывают, что украинцы Церкви больше доверяют, чем армии и правительству. Это очень сильный инструмент, и все его пытаются использовать.
Во все времена были такие периоды, когда разные правители, даже императоры, хотели иметь «карманную церковь», которая была бы у них в услужении, как в сказке о рыбаке и рыбке: «Хочу быть владычицей морскою, и чтобы ты была у меня на посылках». Но Церковь всегда выходила из этого положения. Задача Церкви в обществе — не решать социальные и политические проблемы, а воспитывать совершенного человека в нравственном и духовном отношении. Такое воспитание не позволит ему совершать те преступления, которые являются бичом нашего общества: коррупция, тунеядство, алкоголизм, наркомания, озлобление, клевета, ненависть и прочее.
 
– На роль «императора» примеряют двух людей в связи с ситуацией в Православной Церкви. Вадим Новинский недавно назвал попытки президента создать «Единую поместную церковь — УПЦ ПП — Украинская православная церковь Петра Порошенко». С другой стороны, есть Владимир Путин, который в России крепко связал Церковь и государство, сделал ее одним из столпов своего правления.
– Вы хотите перевести Церковь в чистую плоскость жизни политиков. Сегодня одна партия пришла к власти — завтра другая. Это не значит, что церковь должна подстраиваться. В противном случае через каждые четыре-пять лет мы будем менять Церковь. Мы что, будем туда-сюда бегать, буденовку на картузы менять?..
Мы должны своё делать. Митрополит Онуфрий сказал: «Одни от нас требуют одного, другие другого, а мы должны делать третье – то, что Божье». У нас нет задачи влиять на политику, нет задачи построить Царство Небесное на земле.
– Считаете ли вы, что сегодня происходят гонения на Православную Церковь в Украине?
– Смотря с какими гонениями сравнивать. Если с теми, которые были при Нероне, Диоклетиане и Сталине, то таких гонений не происходит. Я бы назвал это травлей или скорее клеветническими нападками. Это часто происходит от безсилия, от того, что не могут подчинить Церковь себе. Пытаются Церковь оскорбить или надсмеяться над ней. Часом подтасовывают факты, забывая голос совести, что на Страшном Суде каждый будет отвечать в своем звании за то, что написал и к чему призвал: к озлоблению, взаимной ненависти или какому-то компромиссу, примирению.
– Если говорить о ситуации сегодня, каким может быть компромисс между теми, кто поддерживает Московский Патриархат, Киевский и Автокефальную церковь?
– У нашего общества диагноз сейчас, как один старенький батюшка сказал: «Телевизира обсмотрелись». Например, нигде же не говорится, что Филарета и Макария (раскольники-предстоятели УПЦ КП и УАПЦ) не признаёт ни одна Церковь мира. Даже патриарх Вселенский и Константинопольский Варфоломей, говоря об объединительном неком «соборе» в Украине, заявил, что проходить он должен без Филарета и Макария, чтобы они не повлияли своими личностями на «собор». Никто же не говорит в СМИ, что с 1992 года эти «церкви» были неканоническими, а их таинства недействительными: причастие, исповедь, отпевание, крещение, венчание. Готовы ли они будут даже при признании каноничности обратиться к своим почитателям, что, мол, простите, братья, мы 27 лет вам врали, просто роль играли священников.
– Синод Вселенского Патриархата решил, что Киевская митрополия была неправомерно подчинена РПЦ.
– Есть исторический документ 1686 года, подчиняющий Киевскую митрополию Московскому Патриархату. На этот момент она заключала в себе несколько областей теперешней Украины. Херсонская, Одесская, Харьковская, Луганская, Донецкая не входили в Киевскую митрополию. Закарпатье находилось в юрисдикции Сербского Патриархата до 1945 года. Буковина была территорией Румынского Патриархата. Соответственно вопрос: на какую каноническую территорию претендует нынешний Константинополь?
В 1988 году мы отпраздновали тысячелетие Крещения Руси. Совсем в недавнее время патриарх Варфоломей служил с ныне покойным патриархом Алексием на Владимирской горке в Киеве, и тот поминал его как патриарха Московского и всея Руси без всякой претензии на Киевскую митрополию. И так было 330 лет. И вдруг теперь решил патриарх Константинопольский, что он является нам «матерью-церковью».
Почему за свою каноническую территорию патриарх Константинопольский не вступался в советское время, когда расстреливали духовенство, закрывали и взрывали храмы, рубили топорами иконы? Почему мать не вспомнила свою дочь в те моменты? Я сюда пришел в 1993 году на руины, мы по корпусу отбивали монастырь, на Покровском храме деревья росли, из Успенского собора мы вывезли 2,6 тысячи тонн мусора, Никольский храм на Святой Скале считался аварийным памятником архитектуры. Константинопольский Патриархат о нас ни разу не вспомнил.
Мало того, уже четыре с лишним года идёт война на Донбассе – нам патриарх Константинопольский пачки вермишели ни разу не прислал, нашим страдающим людям сюда. У нас в монастыре в период 2014-2015 годов при населении городка Святогорска в 3,5 тысячи было тридцать тысяч беженцев. Из них тысяча в монастыре проживала, три-пять тысяч в день мы кормили.
В монастыре было 470 детей. Все епархии канонической УПЦ нам помогали как одна семья, с Волыни картошку везли, с Ровненщины, Винницы, Буковины, Одессы, Днепропетровска. Люди знали, что тут беженцы, что они нуждаются. За все это время ни «Киевский патриархат» в лице Филарета нам буханки хлеба не прислал, ни патриарх Константинопольский про нас не вспомнил, пачки вермишели не прислал детям, которые здесь у нас жили. Где же была тогда «церковь-мать»?
И вдруг, когда возникли определенные политические условия, когда можно какие-то свои права покачать, нарисовалась «церковь-мать». Простите, а в чем ее материнство? В захвате наших монастырей и приходов, которые, как он говорит, теперь будут его, а не УПЦ? Нас обзывают с высоких трибун «российской церковью». Во-первых, ее не существует. Есть Русская Православная Церковь со времён князя Владимира.
Нам говорят: «Берите чемоданы и езжайте в Россию!» Простите, у меня братия в монастыре живет, пятнадцать человек с Черновицкой области, есть братья из Житомирской, Черниговской, Сумской, Днепропетровской, Львовской областей. Я могу перечислить все регионы Украины, которые составляют братию нашей обители, и вдруг нам говорят: «Берите чемоданы и езжайте в Москву».
Хорошо, мы сегодня уехали. Что у нас, кинутся в монахи постригаться современные политики, чтобы заселить нашу обитель? Или они просто выгонят нас и разграбят монастырь, как в 1917 году? Не думаю, что и у Константинопольского патриарха наберётся столько монахов. У нас около пяти тысяч монахов живут в монастырях в Украине, которые принадлежат канонической УПЦ во главе с митрополитом Онуфрием. Считайте, у нас 250 монастырей. Они кем их собираются заселять, если вручают нам чемоданы и отправляют куда-то?
Мы находимся в союзе с РПЦ. Почему мы должны туда ехать? Мы на своей земле живем, мы ее возродили, построили новые храмы и возродили старые. Если кто хочет быть у Константинопольского Патриархата, то я также могу сказать: «Езжайте в Стамбул!» В ХVII веке, до 1686 года, когда на территории Речи Посполитой Киевская митрополия была подчинена Константинопольскому патриарху, политики Речи Посполитой называли православных шпионами турецкого султана и советовали нам ехать в Турцию. История не повторяется?
Мы тут как одна семья живем в Украине. Нас обвиняют в нелюбви к своему отечеству. Мы с братией за 26 лет существования обители построили и отреставрировали более двадцати храмов, принимали беженцев, отремонтировали две общеобразовательные школы. Есть монастыри, которые содержат дома престарелых, сиротские дома. Что наши 17-18-летние «диванные патриоты», которые кричат о любви к отечеству, сделали для него? <…>
 
…Все знают притчу о блудном сыне, в итоге он пришел к отцу с покаянием, и тот его простил. Представьте такое развитие притчи в лице того же Филарета: блудный сын приходит не к своему отцу с покаянием, а к соседу, и говорит: «Я там перед отцом нагрешил, перед братом и семьей своей, не хочу к нему идти каяться, чтобы моё достоинство умалялось, я к тебе вот пришел, ты меня признай». И вот он поселяется у соседа и начинает грязью поливать своего отца, своих родственников. Примерно такая ситуация, когда Филарет, вместо того чтобы принести покаяние в РПЦ, идет к Константинопольскому патриарху, чтобы оправдать свое беззаконие. Нельзя так делать, где нагрешил, там и кайся.
Меньше года назад у нас был Архиерейский Собор РПЦ, куда Евстратий Зоря на удивление нам привез письмо от Филарета. Блаженнейший сказал: «Мы столько лет молились об этом воссоединении, если человек сделал шаг навстречу, давайте и мы сделаем». Была создана комиссия для дальнейшего примирения. Но буквально через день от этого письма открестились и нас же обвинили, что мы их не приняли.
– Тогда российские медиа перекрутили новость, написали, что Филарет покаялся перед РПЦ. Он же говорил о примирении.
– А может ли быть примирение без покаяния? Когда человек ушел из нашей Церкви и хочет вернуться, должен же он сказать «простите». Ведь есть за что извиняться, храмы захватывались, священники избивались, миряне и прихожане. Мы хоть один храм у Филарета захватили? Ни одного примера нельзя привести.
– Давайте на эту ситуацию шире посмотрим. Кому выгодно создание картинки религиозной вражды в Украине?
– С 1992 года у нас существует Киевский и Московский Патриархаты. В какой-то мере все распределились, кто куда. Тема автокефалии послужила причиной раскола украинского Православия. При «неуврачеваном» расколе опять поднимают тему автокефалии, которая усугубит еще больше этот раскол, тем более что мы на территорию Украины допускаем еще одну Церковь — Константинопольский Патриархат. Это выгодно явно не нашей церкви. Украинская православная церковь существует здесь со времён князя Владимира. Для меня церковь — это не ритуальное бюро, что сегодня назвали «Вера», завтра «Надежда» или «Безнадежность». Что изменится в таинствах, силе Божьей, если меня заставляют вступать в новую формацию, да еще и объединиться с раскольниками, которые не хотят каяться и признавать свою вину? Я не хочу с ними быть. <…>
– Как, по-вашему, можно сейчас прекратить конфликт и восстановить Украину в ее государственных границах?
– Человеческими потугами войну сейчас не остановить, нужно чтобы Господь услышал наши молитвы. Спрашивают меня: почему Господь Донбасс наказал? Почему только Донбасс? А что на Волынь гробы не идут, матери с ума не сходят на похоронах?
Вы, может, в Киеве живете, а я нахожусь в Донецкой области на территории Украины с самого начала конфликта. По указанию Турчинова сюда пришли войска и начали бомбить Славянск, говорили, что это Россия бомбит. Я видел украинские гаубицы, «Ураганы», стрелявшие по Славянску. Депутаты Верховной Рады говорят: «Вы неправду говорите. То были переодетые россияне». Я свою «неправду» скажу и на Страшном Суде.
Чтобы поехать служить в села Долина и Адамовка, я четыре блокпоста украинских проходил, меня просили выходить из машины и рясу раздвигать, показывая, что там ничего нет. Я в Адамовке служил в 2014 году всенощную, то «Ураганы» выехали рядом с церковью и стреляли по Славянску, народ стоял и навзрыд плакал. Летят ракеты, а там через тридцать секунд раздается «ба-ба-ба-ба-бах».
Ко мне сюда приезжали беженцы: дети перестали разговаривать после обстрела, когда тут 470 детей было, летом гроза началась, они думали, что обстрел, и крик поднялся на весь корпус такой, что волосы дыбом вставали. Батюшки наши не оставили Славянск, и каждый день службу совершали. Под Карачуном церковь Божьей Матери. Там отец Тихон служил, ему 24 года. Хор лежа Херувимскую пел, потому что обстрел был, осколки в храме летели. Прихожанка выскочила из церкви домой бежать, ей на паперти голову оторвало. Это было, к сожалению, при обстреле города нашими украинскими войсками.
– То есть с той стороны не стреляют?
– Теперь, когда конфликт дошёл уже до такой степени, то идут обстрелы с двух сторон. Но начался он со Славянска по воле Турчинова летом 2014 года. Мы тут всякого насмотрелись, и нам под колеса стреляли, когда я ехал служить. Мы не сбежали, принимали беженцев, не оставили Украину, и мы после этого «не та церковь».
– Если процесс предоставления томоса закончится и общины решат перейти в «Единую поместную церковь», что вы будете делать?
– Мы были и остаемся со своей церковью и со своим народом. У нас война духовная никогда и не прекращалась. Надеяться на свои физические силы для защиты мы не сможем. Может, Господь попустит, как в 1917 году, когда государство всей своей машиной на церковь обрушилось. Несмотря на это, церковь выстояла, хотя многие в Царствие Небесное отправились. Как Бог даст, так и будет, чего загадывать наперед.
– Если томос будет все-таки предоставлен, чем это грозит мировому Православию?
– Мы как были, так и остаёмся в своих канонических рамках и своем статусе. Пускай переживают те, кто хотят создать какую-то новую формацию. Константинопольский патриарх пусть тоже следит за реакцией Поместных Церквей. В настоящее время неповиновение и разрыв евхаристического общения — это не окончательный разрыв.
На такие меры мы идём, желая обратить внимание вселенского Православия на неканонические действия. Константинопольский патриарх не является папой римским в Православии. У нас такого понятия нет, он не является единоличным вершителем судеб и «изменителем» канонов церкви. Это только Соборами решается.
– Есть же и более радикальные идеи, к примеру, отлучить Вселенского патриарха Варфоломея от Церкви.
– Такие примеры в истории были. К примеру, Несторий – патриарх Константинопольский. Его ересь «несторианство» была осуждена на III Вселенском Соборе. Патриархи Константинопольские Иосиф II и Митрофан II, прозванный «матереубийцей», за поддержку унии с Римом были осуждены Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской Церквями в XV веке.
Варфоломей точно такой же патриарх, как и все патриархи. Он первый по чести, первый на службе стоит, больше никаких привилегий. У нас Церковь соборная, все решается коллективно. Он же присвоил себе право снимать анафему, даровать автокефалию. Сегодня Варфоломей заигрался в православного папу, а это нарушение канонов Церкви.
Мне вообще удивительно, что патриарх Варфоломей начал рассматривать обращение о предоставлении автокефалии не Церкви Украинской, а Верховной Рады и президента. Но ведь это обращение подписали униаты, грекокатолики, мусульмане, иудеи, протестанты, неоязычники, атеисты. Это нонсенс, ведь каноническая Украинская Православная Церковь автокефалии не просила. Зачем она нам, у нас что, таинства изменятся, благодати прибавится? Мы являемся Церковью независимой и самодостаточной, у нас широкая автономия.
Архиереев мы сами ставим, в финансовом отношении мы независимы, мы в Москву ничего не платим, все остается здесь. Мы принимаем решения сами и только ставим в известность патриарха. Выходцев из Украины среди архиереев, игуменов и игумений РПЦ третья часть. Отец Матфей когда-то говорил, что украинцы – это племя левитов в РПЦ, из которых священнослужителей много выходит.
 
Опубликовано: 30.12.2018 17:19

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ :

Войти через:

Украинская смута
русский голос

Наш Душенов
Опубликовано: 21.03.2024 22:00

Раскол Русского Православия
Опубликовано: 20.06.2022 22:48

Русский — значит православный
Опубликовано: 18.08.2021 20:00

Русский, вспомни, кто ты!
Опубликовано: 28.06.2021 21:00

Мифы и цифры русской демографии
Опубликовано: 27.04.2021 21:00

Возможен ли русский миллиард?
Опубликовано: 24.11.2020 23:00

Тайна русского мессианства
Опубликовано: 21.11.2020 23:00

Сколько лет русскому народу?
Опубликовано: 21.09.2020 22:30

В чём смысл жизни русского народа
Опубликовано: 07.09.2020 21:00

Русский народ, покайся!
Опубликовано: 03.08.2020 19:53

Русский народ перед выбором
Опубликовано: 10.07.2020 00:59

И один в поле воин
Опубликовано: 12.06.2020 17:20

РОССИЯ, ПУТИН И МИРОВОЙ ШТОРМ
Опубликовано: 14.05.2020 17:40

Как вымирают русские обузы
Опубликовано: 20.01.2020 16:50

Информационное мракобесие
Опубликовано: 14.10.2019 21:40

Николай Второй хуже Гитлера?
Опубликовано: 31.07.2019 01:23

Великие мерзавцы великой России
Опубликовано: 22.07.2019 19:38
русь-тв

Игромания – дочь сребролюбия
Опубликовано: 07.02.2024 22:30

Человек, стань святым!
Опубликовано: 30.01.2024 21:00
Вконтакте
Facebook