наши эксперты

Тайная мышеловка Путина
Опубликовано: 21.08.2019 17:42

Как перевоспитать сатаниста?
Опубликовано: 20.08.2019 13:07

Крестоходцы и крестоносцы
Опубликовано: 16.08.2019 22:32

То в дерьмо, то в партию...
Опубликовано: 16.08.2019 22:02

Беспилотный беспредел
Опубликовано: 14.08.2019 23:48

10 рубежей проспали 1 ракету
Опубликовано: 14.08.2019 23:15

Демократия серийных убийц
Опубликовано: 12.08.2019 09:57
Смотреть все материалы
слово пастыря

Крестоходцы и крестоносцы
Опубликовано: 16.08.2019 22:32

Николай Второй хуже Гитлера?
Опубликовано: 31.07.2019 01:23

Ждать ли религиозной войны?
Опубликовано: 19.05.2017 21:01
если завтра война

Беспилотный беспредел
Опубликовано: 14.08.2019 23:48

10 рубежей проспали 1 ракету
Опубликовано: 14.08.2019 23:15

Договор дороже денег
Опубликовано: 07.08.2019 16:33

Договоры, уговоры и просто воры
Опубликовано: 06.08.2019 20:15

Трамп захлебнулся русским Ираном
Опубликовано: 06.08.2019 20:00

Клинч нефтеборцев и газолюбов
Опубликовано: 29.07.2019 12:16

Россия и Китай хулиганят в небе
Опубликовано: 27.07.2019 14:46

Путинский триумф в Турции
Опубликовано: 24.07.2019 13:50

С-400 в Турции – угроза нашим ВКС?
Опубликовано: 22.07.2019 22:51
Внешняя православность не спасает

На почве недуховной ревности по гордости, тщеславного разгорячения, самомнения часто возрастает страсть к учительствованию. Стало обычным в наше время каждому наставлять и нравоучать ближнего, хотя очень часто учителями становятся те, кто сам еще не сделал даже нескольких шагов в христианскую жизнь, а только заглянул в нее через приоткрытую дверь. Как часто теперь бывает, что человек, проведший всю жизнь в неверии и грехах, после того как покаялся и несколько переменил образ жизни, несколько раз сходил в церковь или пробыл несколько дней в монастыре, узнал некоторые законы и воззрения христианские, ознакомился с некоторыми правилами и порядками церковными, — незаслуженно этим возгордился — и тут же начинает учить, обличать своих близких — друзей, родственников, упрекать их в неверии, в нецерковности, даже обвинять их в служении сатане и т. п. Часто наблюдаются такие случаи, что этот новообратившийся, начавший исправлять близких, усиленно обращать их к вере, спасать их души, сам вскоре претыкается, падает и возвращается к прежней греховной жизни. А те, кого он обличал, видя его в таком жалком состоянии, приписывают самому христианству безполезность и немощность, еще более отвращаются от Церкви, от Бога.

Большинство из нас как только прочитает что-либо поучительное или подметит какую-либо интересную мысль, рассуждение из духовных книг, сразу же спешит преподнести это ближнему в науку, вразумить его, торопится дать совет применить то или иное правило из отцов, хотя сами мы еще не пользовались этими правилами и не собираемся пользоваться.

Как часто теперь уверовавшие не живут верой, а только уразумевают отдельные моменты христианской науки, перетолковывают их, сообщают ближнему, сами так и не воспользовавшись этим богатством. Как теперь распространено такое явление: вся религиозная жизнь у человека и начинается, и заканчивается только в голове, не доходя до сердца; входят религиозные познания через слух, через разум, вращаются в уме, пересматриваются, переосмысливаются, часто переделываются на свой лад и тут же через язык выносятся наружу, выдаются окружающим как бы нечто взятое из действительного духовного опыта, из самой жизни. Но такое знание, не испытанное, не выстраданное деятельной жизнью, борьбой, — пустое. Человек, поучающий не из духовного опыта, а из книжного знания, по слову Исаака Сирианина, подобен художнику, который, обещая воду жаждущему, пишет ее красками на стене. Беда еще и в том, что преждевременно посвятивший себя учительствованию остается сам без плода, увлечение это становится сильным препятствием к тому, чтоб заниматься собой, видеть себя, свои немощи, искать собственного уврачевания.

Опять же, в основе такого неправильного учительствования лежат тщеславие, самомнение, самоцен, гордость ума. Так же могут действовать склонность к праздности, стремление уклониться от тяжкого труда внутренней борьбы с собой и подменить эту работу легким — вразумлять других. Весь мир всегда был болен и сейчас болен этой страстью. Все мало-мальски выдающиеся умом личности всегда стремились учить и обращать всех к своим измышлениям; все философы, религиозные мыслители, ересеначальники старались усиленно распространять свои ереси; каждая религиозная секта желает всех, кого можно, вовлечь в свои сети. Значит, может быть множество безблагодатных стимулов, позывов к тому, чтоб проповедовать и вовлекать других в свою веру. Поэтому-то мы и не должны доверять этим нашим внутренним «ревностным» порывам — обращать всех на путь истинный, как это совершали благодатию Божией святые апостолы и святые отцы — светильники Церкви. Очень может быть, что это злые страсти, таящиеся в нас, подущают нас перенести заботы о спасении своей души на заботы о спасении других, и таким образом они получают возможность иметь вольное пребывание в нашем сердце и, спасая других, мы можем погибать. Не мнози учители бывайте, братие моя, ведяще, яко большее осуждение приимем, — говорит апостол Иаков (Иак. 3, 1).

Вот что говорят об этом святые отцы. Один старец сказал: «Не начни учить преждевременно, иначе во все время жизни твоей пребудешь недостаточным по разуму».

Авва Пимен Великий: «Учить ближнего столько же противно смиренномудрию, как и обличать его».

Авва Исаия сказал: «Опасно учить ближнего преждевременно, чтоб самому не впасть в то, от чего предостерегается ближний учением. Впадающий в грех не может научать тому, как не впадать в него».

Он же: «Стремление учить других, по признанию себя способным к этому, служит причиною падения для души. Руководствующиеся самомнением и желающие возводить ближнего в состояние безстрастия приводят свою душу в состояние бедственное. Знай и ведай, что, наставляя ближнего твоего сделать то или другое, ты действуешь как бы орудием, которым разрушаешь дом твой в то самое время, как покушаешься устроить дом ближнего».

Исаак Сирианин: «Хорошо богословствовать ради Бога, но лучше сего для человека соделать себя чистым для Бога. Лучше тебе, будучи ведущим и опытным, быть косноязычным, нежели от остроты ума своего, подобно реке, источать учения. Полезнее для тебя позаботиться о том, чтобы мертвость души твоей от страстей воскресить движением помыслов твоих к Божественному, нежели воскрешать умерших.

Многие совершали чудеса, воскрешали мертвых, трудились в обращении заблудших и творили великие чудеса, руками их многие приведены были к богопознанию, и после всего этого сами, оживотворявшие других, впали в мерзкие и гнусные страсти, умертвили самих себя и для многих сделались соблазном, когда явны стали деяния их, потому что были они еще в душевном недуге и не заботились о здравии душ своих…»

«Даже то, если ты, искупив сотни рабов христиан из рабства у нечестивых, дашь им свободу, не спасет тебя, если ты при этом сам пребываешь в рабстве у страстей».

«Когда человек придет в мирное устроение, тогда он может от себя и на других изливать свет просвещения разума».

«Благовествование и проповедь не есть не только первый, но и хоть бы какой-нибудь долг всякого верующего. Первый долг верующего — очистить себя от страстей…».

«Тщеславие и самомнение любят учить и наставлять. Они не заботятся о достоинстве своего совета! Они не помышляют, что могут нанести ближнему неисцельную язву нелепым советом…».

«…Но для совета, для руководства недостаточно быть благочестивым, надо иметь духовную опытность, а более всего духовное помазание…».

«Если же человек прежде очищения истиною будет руководствоваться своим вдохновением, то он будет издавать для себя и для других не чистый свет, но смешанный, обманчивый, потому что в сердце его живет не простое добро, но добро, смешанное со злом более или менее».

Авва Исаия говорил: «Откуда могу знать, угоден ли я Богу, чтоб сказать брату, поступи так или иначе. Сам нахожусь еще под игом покаяния по причине грехов моих».

«Добрые чувства молчаливы. Излияния чрез слова ищут более чувства эгоистические, чтоб высказать то, что льстит нашему самолюбию и что может выказать нас, как нам мнится, с лучшей стороны».

«Каждому из нас более должно заботиться о себе самом, о своей душе и о собственной пользе душевной, потому что, по слову апостола, каждый из нас сам о себе воздает слово Богу. У нас же путаница оттого и происходит, что мы все более склонны к вразумлению других и стараемся не только убедить, но и разубедить и доказать многоразличными аргументами…»

«Еще не успел я начать подвигов благочестия, а уже заразился тщеславием. Еще не успел вступить в преддверие, а уже мечтаю о внутреннем святилище. Еще не положил начатков жизни богоугодной, а уже ближних моих обличаю. Еще не узнал, что есть истина, а хочу быть наставником других. Душа моя! Все даровал тебе Господь — смысл, разум, ведение, рассуждение, познай же полезное для тебя. Как мечтаешь ты сообщать свет другим, когда ты сама погружена еще во тьму? Врачуй прежде самое себя, а если не можешь, то оплакивай слепоту свою».

Итак, как видно из слов святых отцов, поучать, руководить, наставлять — дело полезное не для каждого, хотя и представляется таким славным и похвальным. Углубляться же в познание своих немощей, искать их врачевания — дело первейшей важности для всех.

Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

Опубликовано: 25.03.2017 13:49

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ :

Войти через:

Украинская смута
русский голос

Николай Второй хуже Гитлера?
Опубликовано: 31.07.2019 01:23

Великие мерзавцы великой России
Опубликовано: 22.07.2019 19:38

Русские – кто мы?
Опубликовано: 10.07.2019 19:42

Где таится русский рай?
Опубликовано: 08.07.2019 19:40

Кондопога 2.0?
Опубликовано: 26.06.2019 15:49

Как русских заметут в совок
Опубликовано: 19.06.2019 23:19

Протекторат копейке рад
Опубликовано: 12.06.2019 14:48

Не пора ли созвать Русский Собор?
Опубликовано: 26.05.2019 22:59

Русская диктатура помирит всех
Опубликовано: 22.04.2019 15:55

Каждой деревне по доброму барину
Опубликовано: 04.04.2019 18:39

Иван-дурак в цари мастак
Опубликовано: 30.03.2019 20:43

Кому на Руси жить можно?
Опубликовано: 22.03.2019 15:00

Нужна ли нам такая Россия?
Опубликовано: 17.01.2019 22:15

Особенности русской идентичности
Опубликовано: 27.03.2018 12:39
русь-тв

Тайная мышеловка Путина
Опубликовано: 21.08.2019 17:42

Как перевоспитать сатаниста?
Опубликовано: 20.08.2019 13:07

Крестоходцы и крестоносцы
Опубликовано: 16.08.2019 22:32

То в дерьмо, то в партию...
Опубликовано: 16.08.2019 22:02

10 рубежей проспали 1 ракету
Опубликовано: 14.08.2019 23:15

Демократия серийных убийц
Опубликовано: 12.08.2019 09:57

Трамп захлебнулся русским Ираном
Опубликовано: 06.08.2019 20:00

Политическая архитектура России
Опубликовано: 06.08.2019 19:49

Иран между молотом и наковальней
Опубликовано: 02.08.2019 23:06

Зачем художникам Господь Бог?
Опубликовано: 01.08.2019 22:41
Вконтакте
Facebook